Глава 5 Расчлененный процесс проектирования. ностей и последствий реализации любой конкретной последовательности подце­лей



ностей и последствий реализации любой конкретной последовательности подце­лей. Это второе условие почти невыпол­нимо, так как изменение подцелей оз­начает переход к принципиально иному проекту. Такое изменение может вызвать фатальные задержки обратной связи от практического опыта, обеспечивающей поступление информации, необходимой для обоснованного выбора подцелей. На традиционном уровне проектирования изделий быстрая обратная связь обычно обеспечивается в значительной мере за счет опыта главного конструктора, а также за счет скорости и надежности, с которой он умеет оценить "на обороте старого конверта" различные альтерна­тивные варианты конструкции. На уров­не систем изменение подцелей требует испытаний альтернативных изделий и альтернативных деталей, поэтому здесь осуществимость проекта уже не удается прогнозировать исходя из имеющегося опыта или на основании эскиза. В этом случае основные надежды возлагаются на научную оценку. Как мы видели в гл. 4, одно хорошо проведенное испы­тание или один "акт прогнозирования" уже может дать информацию о возмож­ностях осуществления целого ряда аль­тернативных конструкций изделия, а это расширяет "пространство маневрирова­ния" проектировщика при трансформа­ции всей системы.

д) На этой стадии ярче всего проявляет­ся личность проектировщика. Вообще го­воря, чем более контрастна сложившаяся у индивидуума мысленная картина ми­ра - существующего или потенциально­го, - тем большую нетерпимость он бу­дет проявлять ко всем трансформаци­ям, кроме той, которая представляется ему правильной. Вот здесь-то и может дать сбой "коллегиальное проектирова­ние". Ставить на голосование можно только ту или иную трансформацию целиком, без "перемешивания" сопер­ничающих вариантов. Обычно можно предложить несколько трансформаций, каждая из которых обеспечивает достижение приемлемого (хотя и каж­дый раз иного) результата.

При трансформации структуры сис­темных задач можно, как мы увидим в гл. 10, пользоваться как языковыми,


так и математическими методами, напри­мер методом "Классификация проектной информации" (разд. 11.8) или методом "Определение компонентов по Алексан-деру" (разд. 11.7); можно также при- i бегнуть к сознательному стимулирова-1 нию "скачков интуиции" и "озарений", как в методе "Синекгика" (разд. 10.2).

5.4. Конвергенция

Последняя из трех стадий охватывает то, что при традиционном подходе зани­мало почти все время проектирования, но что по мере автоматизации проекти­рования постепенно стали игнорировать. Эта стадия наступает тогда, когда задача определена, переменные найдены, а цели установлены. Теперь проектировщику необходимо шаг за шагом разрешать "второстепенные противоречия до тех пор, пока из многих возможных альтерна­тивных конструкций не останется одна -окончательное решение, которое и полу­чит "путевку в жизнь".

Из методов, описанных в ч. II, сюда в наибольшей степени подходят методы, изложенные в разд. 7.1, 7.5 и 7.6, а также в разд. 12.3 и 12.4. Это логические ме­тоды типа "прозрачного ящика", кото­рые в принципе поддаются автомати­зации. Кроме того, они позволяют рас­пределить работу между помощника­ми, которые не обязательно должны представлять себе всю картину решения задачи и могут обойтись без непосред­ственного доступа ко всем данным, имеющим отношение к проекту.

Основные характеристики конверген­ции таковы:

а) Настойчивость, жесткость мышления и методики здесь являются достоинст­вом; с лабильностью и неопределен­ностью надо бороться. Основная цель на этом этапе — как можно быстрее уменьшить неопределенность, поэтому большую помощь здесь оказывает все, что способствует исключению альтерна­тив, не заслуживающих рассмотрения. Главным же врагом является быстрый рост затрат при все более детальном анализе задачи по мере приближения к точке конвергенции. Самое главное ре­шение, которое здесь необходимо при-


6100829995076579.html
6100862061321066.html
    PR.RU™